Работа всегда начинается с поиска ответов на два вопроса: «Что клиенту нужно?» и «Что клиент хочет?». Причем часто ответы диаметрально противоположны. Например, заказчик увидел у кого-то красивый и дорогой имиджевый ролик и захотел так же. Начинаешь общаться с отделом маркетинга и понимаешь, что задачи стоят совершенно другие, и для их решения нужны совсем иные инструменты. Например, простые ролики с инфографикой.
После того как продакшн и клиент сформировали единое видение целей проекта, можно подходить к созданию креативной части видео — разрабатывать идеи и писать сценарии.
У каждого свой подход, я подобрал себе самый удобный: у меня есть шаблон сметы со всеми мыслимыми и немыслимыми тратами, которые могут возникнуть в ходе работы над проектом. Когда мы поняли задачу, я заполняю эту смету исходя из своих знаний и опыта. Например, я представляю, сколько может составить гонорар режиссера, который хорошо реализует проект, сколько денег уйдет на логистику, аренду локаций и так далее.
В каждую позицию сметы нужно заложить резерв. Я обычно закладываю 15% на случай, если что-то пойдет не так. А не так что-то пойдет со стопроцентной гарантией. Полностью застраховаться от непредвиденных расходов никогда не получится: если у каждого хирурга есть свое маленькое кладбище, то у каждого продюсера есть список проектов, на которых он не заработал, а потратился.
Я как-то раз общался с солистом одной группы, очень популярной у нас в стране в нулевых годах. Они собирали стадионы, за ними охотились толпы фанаток. Я спросил его: «Слушай, а вот как у тебя получалось писать песни, которые слушала вся страна?», на что он ответил — «Ну, сначала ты пишешь хорошую песню». «А дальше? В мире ведь много хороших песен, которые не доходят до слушателя». «А дальше, — ответил он, — начинается магия».
Создание креатива — та же история. Ты собираешь креативную группу, изучаешь бриф, погружаешься в продукт, начинаешь набрасывать идеи, а дальше начинается магия.
Лучшей будет та идея, которая нравится продюсеру, режиссеру, креатору и клиенту. Каждый из этих людей смотрит на проект под своим углом, и если какая-то идея сумела достучаться до всех, значит, она и есть лучшая.
Все, конечно, зависит от самого ролика. Можно за пару дней сделать короткую и несложную анимацию, а можно месяцами трудиться над сложнопостановочной историей. Или вообще несколько лет набирать материал для документального фильма.
Мой личный рекорд — потратил полтора года на очень несложный корпоративный ролик, причем из них месяцев семь ушло на утверждение реквизита.
Первое — собрать правильную команду. Причем я не говорю сейчас о том, что нужно набрать лучших из лучших — чаще всего бюджет просто не позволит это сделать — здесь скорее важно набрать людей, которые подходят для проекта. Совсем не обязательно ехать снимать репортаж с киношным оператором-постановщиком и с камерой за несколько миллионов. Совсем не обязательно, чтобы классический «ролик о компании» снимал режиссер с коллекцией «Каннских львов». Самое важное, чтобы люди могли решить свою задачу на должном уровне.
Второе — субординация и слаженность. Каждый должен отвечать за свой участок работы и понимать, кем он управляет, с кем находится на равных, а кому подчиняется. Набрать команду исключительно из незнакомых друг с другом людей — очень плохая идея. Даже если все отработают четко, ты не добьешься той самой «магии», которая так необходима в съемочном процессе.
И третье — второй режиссер. Обыватели редко что-то слышат об этой профессии, но как по мне, хороший второй режиссер — это половина успеха съемки. Второй режиссер — это не запасной режиссер, как можно подумать, а связующее звено между режиссером и всеми остальными департаментами. Он принимает активное участие в планировании проекта, следит за таймингом съемочной смены и организацией процесса. Если коротко, то если режиссер-постановщик — это мозг, то второй режиссер — это руки.
Труд продюсера заключается в том, чтобы постоянно пытаться предусмотреть всё. Разумеется, это невозможно. Если на своем первом проекте ты смог предвидеть 30−40% возможных ситуаций — то это уже хорошо. Далее, с годами, ты повышаешь этот процент, пытаясь дойти до ста (спойлер: у тебя никогда это не получится).
Что может пойти не так? Что угодно. Вот правда, что угодно, любая мелочь, о которой ты никогда не задумывался. Пример из личной практики: твой оператор — вегетарианец, а ты об этом не знал. На площадку привезли обеды, а ему нечего есть, потому что все заказанное — с мясом. Ты тратишь свое драгоценное время на решение этой проблемы и получаешь простой площадки минут на 40, а на большом проекте это немалые деньги. Может всплыть любая мелочь, о которой ты никогда не задумывался. Но зато после этого всегда заказываю на площадку несколько резервных вегетарианских обедов.