Почему на съемочной площадке должен быть вегетарианский обед и как предусмотреть все расходы по съемкам видеоролика? Спойлер: никак. Мы расспросили директора видеопродакшена MOTIVE agency & production Игоря Болычева о том, как снимают видеоролики и как коронавирус повлиял на индустрию.
Работа всегда начинается с поиска ответов на два вопроса: «Что клиенту нужно?» и «Что клиент хочет?». Причем часто ответы диаметрально противоположны. Например, заказчик увидел у кого-то красивый и дорогой имиджевый ролик и захотел так же. Начинаешь общаться с отделом маркетинга и понимаешь, что задачи стоят совершенно другие, и для их решения нужны совсем иные инструменты. Например, простые ролики с инфографикой.
После того как продакшн и клиент сформировали единое видение целей проекта, можно подходить к созданию креативной части видео — разрабатывать идеи и писать сценарии.
У каждого свой подход, я подобрал себе самый удобный: у меня есть шаблон сметы со всеми мыслимыми и немыслимыми тратами, которые могут возникнуть в ходе работы над проектом. Когда мы поняли задачу, я заполняю эту смету исходя из своих знаний и опыта. Например, я представляю, сколько может составить гонорар режиссера, который хорошо реализует проект, сколько денег уйдет на логистику, аренду локаций и так далее.
В каждую позицию сметы нужно заложить резерв. Я обычно закладываю 15% на случай, если что-то пойдет не так. А не так что-то пойдет со стопроцентной гарантией. Полностью застраховаться от непредвиденных расходов никогда не получится: если у каждого хирурга есть свое маленькое кладбище, то у каждого продюсера есть список проектов, на которых он не заработал, а потратился.
Я как-то раз общался с солистом одной группы, очень популярной у нас в стране в нулевых годах. Они собирали стадионы, за ними охотились толпы фанаток. Я спросил его: «Слушай, а вот как у тебя получалось писать песни, которые слушала вся страна?», на что он ответил — «Ну, сначала ты пишешь хорошую песню». «А дальше? В мире ведь много хороших песен, которые не доходят до слушателя». «А дальше, — ответил он, — начинается магия».
Создание креатива — та же история. Ты собираешь креативную группу, изучаешь бриф, погружаешься в продукт, начинаешь набрасывать идеи, а дальше начинается магия.
Лучшей будет та идея, которая нравится продюсеру, режиссеру, креатору и клиенту. Каждый из этих людей смотрит на проект под своим углом, и если какая-то идея сумела достучаться до всех, значит, она и есть лучшая.
Все, конечно, зависит от самого ролика. Можно за пару дней сделать короткую и несложную анимацию, а можно месяцами трудиться над сложнопостановочной историей. Или вообще несколько лет набирать материал для документального фильма.
Мой личный рекорд — потратил полтора года на очень несложный корпоративный ролик, причем из них месяцев семь ушло на утверждение реквизита.
Первое — собрать правильную команду. Причем я не говорю сейчас о том, что нужно набрать лучших из лучших — чаще всего бюджет просто не позволит это сделать — здесь скорее важно набрать людей, которые подходят для проекта. Совсем не обязательно ехать снимать репортаж с киношным оператором-постановщиком и с камерой за несколько миллионов. Совсем не обязательно, чтобы классический «ролик о компании» снимал режиссер с коллекцией «Каннских львов». Самое важное, чтобы люди могли решить свою задачу на должном уровне.
Второе — субординация и слаженность. Каждый должен отвечать за свой участок работы и понимать, кем он управляет, с кем находится на равных, а кому подчиняется. Набрать команду исключительно из незнакомых друг с другом людей — очень плохая идея. Даже если все отработают четко, ты не добьешься той самой «магии», которая так необходима в съемочном процессе.
И третье — второй режиссер. Обыватели редко что-то слышат об этой профессии, но как по мне, хороший второй режиссер — это половина успеха съемки. Второй режиссер — это не запасной режиссер, как можно подумать, а связующее звено между режиссером и всеми остальными департаментами. Он принимает активное участие в планировании проекта, следит за таймингом съемочной смены и организацией процесса. Если коротко, то если режиссер-постановщик — это мозг, то второй режиссер — это руки.
Труд продюсера заключается в том, чтобы постоянно пытаться предусмотреть всё. Разумеется, это невозможно. Если на своем первом проекте ты смог предвидеть 30−40% возможных ситуаций — то это уже хорошо. Далее, с годами, ты повышаешь этот процент, пытаясь дойти до ста (спойлер: у тебя никогда это не получится).
Что может пойти не так? Что угодно. Вот правда, что угодно, любая мелочь, о которой ты никогда не задумывался. Пример из личной практики: твой оператор — вегетарианец, а ты об этом не знал. На площадку привезли обеды, а ему нечего есть, потому что все заказанное — с мясом. Ты тратишь свое драгоценное время на решение этой проблемы и получаешь простой площадки минут на 40, а на большом проекте это немалые деньги. Может всплыть любая мелочь, о которой ты никогда не задумывался. Но зато после этого всегда заказываю на площадку несколько резервных вегетарианских обедов.
Съемочный процесс практически встал. Почти все съемки либо отменились, либо перенеслись. В каком-то очень ограниченном режиме снимались некоторые сериалы и совсем единичные рекламные ролики. Большинство — партизанскими методами, с периодическими полицейскими облавами. Но начиная с июня индустрия снова ожила, снимают сейчас даже активнее, чем до карантина.
Ставшие привычными маски, перчатки и антисептики. Перед съемками вся группа тестируется на коронавирус, на съемочной площадке теперь запрещены общие буфеты, только еда и питье в индивидуальной таре. Даны определенные рекомендации по площади помещения на каждого человека. Еще Роспотребнадзор рекомендовал обойтись без сцен с участием массовки, но, кажется, к этому совету мало кто прислушивался: даже государственные телеканалы уже давно снимают свои шоу со зрителями в зале.
Часть проектов из съемочных превратилась в анимационные. Вообще с анимацией все было более-менее в порядке, она в принципе не требует живого присутствия людей, все решается онлайн. Карантин позволил спокойно и без суматохи готовиться к съемкам — плавно и обстоятельно искать актеров, подбирать локации, костюмы и реквизит.
Рекламный рынок начал просыпаться, бренды снова увеличивают бюджеты на видео, хотя к докарантинному уровню мы вернемся не раньше следующего года. Чем это чревато для рынка видеопродакшена? В первую очередь значительно поредеет сегмент имиджевого видео. Думаю, в ближайшее время мы увидим мало так называемых бренд-манифестов, сократится число рекламных роликов со звездами.
Во-вторых, часть спроса уйдет в сторону анимационных роликов, VR- и AR-проектов — здесь никакой локдаун не может повлиять на скорость работы.
Главная тенденция, думаю, будет в том, что бренды переориентируются с создания видео для поддержания имиджа на ролики, которые будут решать конкретные маркетинговые задачи: вывод на рынок новых продуктов, повышение спроса, анонсы акций.
Мой любимый сайт про кино и съемки. Статьи о разных «киношных» профессиях, интервью с профессионалами индустрии, технические разборы и моя любимая рубрика «как это снято».
Мастер-классы от мировых звезд. Мой любимый — от Дэвида Линча (очень абстрактный, но очень вдохновляющий).
Переведенный на русский язык старенький курс Hollywood Camera Work. Это такой концентрат операторской программы ВГИКа, которую уместили в один час.
Журнал «Искусство кино» — самое заслуженное и культовое медиа про кино — большие рецензии и подробные разборы фильмов и сериалов.
«Кино между адом и раем», Александр Митта. Митта, может, и не самый выдающийся российский режиссер, но теоретик замечательный. Увлекательная книга о том, что между Аристотелем, Шекспиром и «Крестным отцом» намного больше общего, чем мы думаем.
Роберт Макки, «История на миллион долларов». Библия голливудского сторителлинга, подробная инструкция о том, как написать хороший сценарий.
Майкл Рабигер, «Режиссура документального кино». Русский перевод этой книги — большая редкость, если вдруг увидите в продаже — покупайте не думая. Очень подробное (но совсем не скучное) пособие по созданию документального кино.